Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Тэфы, Киэфы Лэора

Суббота, 04.05.2024

Для игр, которые знакомят игроков с химическими элементами и их свойствами, чаще всего используется лэо́р – таблица Менделеева, развёрнутая таким образом, чтобы каждая орбиталь находилась на отдельной строке. Кроме того, в лэоре указаны разговорные тэфы или ки́эфы, что позволяет игрокам, узнавать различные справочные данные о химических элементах, без всяких справочников и энциклопедий. Начинающие могут играть, не задумываясь о химии и ядерной физике, как в обычные нарды. Со временем можно осваивать более сложные игры. Различные события, которые разворачиваются на развёрнутой таблице Менделеева, знакомят игроков с химическими элементами, их свойствами и изотопами. Если вы уже знаете, из чего сделаны мальчишки и девчонки, а также вся видимая часть Вселенной, то эти игры помогут вам в будущем реже прибегать к помощи справочников и энциклопедий. Так как термины этих игр несут в себе значительное количество информации.

Поход через орбиты

                Несколько игроков имеют по одной фишке. Продвигаются по порядковым номерам, на число выпавшего камня. Если встают на инертный элемент, то следующий ход пропускают. Если игрок встал на d-элемент с «выпавшим» электроном и на первом s-элементе этого же периода есть другие игроки, то они переходят на следующий за первым игроком химический элемент. Если первый игрок встал на f-элемент с выпавшим электроном, то он сам переходит на первый d-элемент этого периода. На любом химическом элементе могут стоять фишки любого количества игроков. Побеждает тот игрок, который первым прошол все химические элементы. «Выпавшие» электроны (ёсы) на лэоре отмечаются заками (*).

Ходьба по орбиталям

Игра ходьба по орбиталям унаследовала правила игры нарды. Старт и финиш, для обоих игроков общие. Функцию лунок здесь выполняют орбиты. После того, как на каждой клетке первой половины орбиты будет по одному электрону, эта орбита заполняется электронами с противоположными спинами, т.е. электронами другого игрока. До тех пор, пока на этой орбите будут оставаться его электроны, электроны первого игрока считаются запертыми, их нельзя убирать с этой орбиты. Если при заполнении d-орбиты, фишка встаёт на атом, у которого есть «выпавший» электрон и на предшествующей ей,  s-орбите, есть свой электрон, то он переходит с s-орбиты на d-орбиту. У палладия 2 выпавших электрона. Оба переходят с s-орбиты на d-орбиту. В этой игре, второй электрон s-орбиты может принадлежать только сопернику. Поэтому второй электрон берётся с s-орбиты 4го периода. Выпавшие электроны могут перекладываться даже, если они заперты соперником. Если при заполнении f-орбиты, фишка встаёт на атом, у которого есть «выпавшие» электроны и на следующей за ней d-орбите свободно первое место (для тория нужно и первое, и второе свободные места), то эти электроны переходят на d-орбиту.

12 белых и 12 чёрных фишек обозначают электроны с противоположными спинами. Задача каждого игрока – провести каждый электрон по полю орбиталей и вывести их с поля.

Вывод электронов разрешается начинать только после того, как игрок соберёт все свои электроны в шестом и/или следующих периодах. Если выпадает куш (оба кубика показывают одинаковые числа), то игрок делает эти ходы дважды. Если фишка, стоит на химическом элементе, который в природе имеет только один изотоп и выпадает куш, то эту фишку можно выводить из игры, даже, если не все фишки собраны в шестом и последющих периодах. Если ходы куша позволяют это сделать. Если на первом ходу выпал шестёрочный куш, игрок может выводить сразу две фишки.

Счёт игры измеряется массой трофеев. Победитель, в качестве трофейной массы, получает по одному молю каждого хеапного химического элемента, на котором остались фишки проигравшего.

 

Наиболее инересные партии можно записывать.

Запись ходов

Пишутся: номер хода, камни, координата позиции, на которую ставится фишка, если на этом ходе был совершён перенос 1го или 2х выпавших электронов, то «й» или «ǔ». Если фишка выбрасывалась, то после цифры камня, вместо координаты ставится двоеточие. Запирания отмечаются восклицательным знаком. Если нет возможности ходить ставятся пустые скобки. Если игра идёт с проименованными фишками, то перед координатой пишется имя фишки.

Положение фишек на доске

                Если игра идёт с непроименованными фишками, то состояние орбит записывается горизонтально. Номера периодов не обозначаются. После 1, 3, 5, 7 периодов ставится пробел. Пустые s-, p-, d-, f-орбиты обозначаются буквами n, л, d, r. На местах занятых орбит указывается последняя занятая позиция. Если последняя занятая позиция, занята белой фишкой, то она обозначается гласной. При этом числа более 9 обозначаются теми же гласными, что и в шестнадцатеричной системе исчисления (с дифтонгами) но заглавными буквами и без дифтонгов: 10 – Е(еǔ), 11 – Э(эǔ), 12 – Ө(өǔ), 13 – О(оǔ), 14 – Я(яǔ), 15 – А(аǔ). Читаются такие гласные с дифтонгами. Если последняя занятая позиция, занята чёрной фишкой, то она обозначается согласной. Если есть выведенные фишки, то они обозначаются в конце строки через двоеточие. Количество белых гласной, количество чёрных согласной.

            Если игра идёт с проименованными фишками, то состояние орбит записывается вертикально. Вверху перечисляются фишки, не введённые в игру, внизу – выведенные из игры. В центре перечисляются орбиты. Каждая орбита на своей строке. Пустые орбиты отмечаются буквами n, л, d, r. Если орбита не пустая, то перечисляются занятые позиции и имена фишек.

Гэрхо́д

Одна из простейших видов ходьбы по орбиталям, игра гэрход. В ней не кидают зарики. За три хода игроки должны перебрать все возможные цифры зариков по два раза, но второй раз, можно повторять цифры, только после того как все шесть цифр будут использованы. Например, белые ходят 5:6, чёрным остаётся выбрать только 1, 2, 3, 4. Если они берут 3, 4, то белые могут ходить только 1, 2. После этого уже чёрные имеют полный выбор, и т.д. У каждого игрока по 6 фишек. Трофеями считаются все элементы, даже нестабильные.

Далее приводится пример, нехитрой партии.

n nлnл ndлndл nfdлnfdл n

1.      5bлэ,6bло       3bле,4bө         n nлnл nbлndъ nfdлnfdл n

2.      1nъ,2bле         5bлэ,6brяй      n nъnb ndлndъ nfbлnfdл n

3.      4nэ,3bө           1bя,2nе           n bъnb nълndъ nfdbnfdл n

4.      6nө,5kло         4nэ,3bлө         n bъbл nъbndе nfdbnfdл n

5.      2knе!1knэ!      5brяй,6nө        n елел bълndе nfbbnfdл n

6.      3bле,4kө         1nъ,2brай        b елел bелndе nfbлnfbл n

7.      6brя,5nа          3brа,4bо          b елел nълnbъ nъdлъbbл n

8.      2bля,1bлө       6knа!5nөъ       n елел bdъndъ nfdъkbbл n

9.      4bая,3bя         1bө,2nо           n елел ndъbdл nfълkbbъ n

10.  6nю,5brяй      3nя,4knю!       n елел ndлndл bfълъbbъ k

11.  1bля,2nө         2nө!4nа!          n елnл kdлndл nfdъkbbъ k

12.  6bлө,5brяй     3bлэ,1kа         n nлnb kdлndл nfъъkfkъ k

13.  5kла,4gла       6bло,2brяй     n nлnл kdлndл nfbлkfkэ k

14.  (),()                 3nо,1bо           n nлnл ъdлnbл nfbлkfkэ k

15.  6nя,5brа          4gа,3brяй        n nлnл ndлndл nfbлkъgэ k

16.  2:()                  1bля,6:            n nлnл ndлndл nfdлkъgе k      :ъ         :b

17.  5:4:                  3:2:                  n nлnл ndлndл nfdлkfkъ ъ       :э         :g

18.  1:6:                  5:4:                  n nлnл ndлndл nfdлkfdл n       :о         :ƶ

19.  (),()                 3bла,2:            n nлnл ndлndл nfdлъfdл n       :о         :ћ

Чёрным достался трофей – первый s-элемент седьмого периода, франций, атомная масса 223. Счёт 0:223.

Го́увур

                Гоувур (от английского «Go» и бывурского «vуr») – расширенная версия гэрхо́да. У игроков по 9 фишек. Они двигают по три фишки за 1 ход. Числа выбираются от 1 до 9.

Хеапло́в

                В этой игре, каждая фишка проименована: «1», «11», «111», «101», «Ж», «Ш», «З», «С», «Ғ». Обычные ходы делаются также, как и в гэрходе. Запирать противника можно на любой вышестоящей позиции, если её тэф имеет такую же хеапную маску или содержит такую же упаковку хеапной маски, как и имя фишки.

                Ходить можно только нечётными цифрами: 1, 3, 5, 7, 9, 11, также как в гэрходе, по две фишки, два раза за три хода.